Родился Радий Петрович Погодин 16 августа 1925 года в деревне «Дуплёво», Кемецкой волости, Валдайского уезда, Новгородской губернии. Такое точное определение места рождения дал Иван Гаврилович Гусев-Глубоцкий — родной брат матери Радия Петровича — Анны Гавриловны Гусевой.

С 1927 года Радий Петрович с матерью и старшим братом жил в Ленинграде. Первое место жительства — Гавань, ул. Опочинина.

Мать работала на заводе, отец работал по хозяйственной части и часто вне Ленинграда. Брат ходил в садик (я так думаю), а Радик сидел дома под присмотром «няньки» — девочки из деревни, которая была немного старше Радия Петровича. С этой «нянькой» была забавная история: шли 70-е года, мы жили уже в отдельной квартире на улице Звездной. Звонок. «Это квартира Погодина Радика? Я его нянька…(?) Радий Петрович ее пригласил. Кого-то и что-то с трудом вспоминали. Одному тогда было два года, а другой чуть больше. Что они могли вспомнить? Она говорила, что услышала что-то о Радие Петровиче Погодине по радио, и, посоветовавшись с родными, решила позвонить.

Семья еще меняла несколько адресов, но основным и самым продолжительным местом жительства был Васильевский остров, Гавань, улица Карташахина 12, кв. 8. Дом этот стоит и сейчас. Только двор не тот и окружение не то. Но есть еще жильцы, живущие и сейчас в этом доме и помнящие семью Радия Петровича: брата Колю и мать Анну Гавриловну. Все рассказы из книжки «Кирпичные острова» связаны с этим домом, этим двором, его жильцами: и взрослыми, и детьми. Квартира, в которой была комната семьи Радия Петровича, была коммунальной, с печным отоплением. Отец в этой квартире не жил. В 1931 году родители разошлись официально. Старший брат ушел жить к отцу, он сам так решил. Правда, через какое-то время вернулся к матери и в Армию служить он уходил от матери.

В начале 30-х Анна Гавриловна и Радик жили на Дальнем Востоке. Анна Гавриловна была замужем за военным лётчиком. Но вскоре они вернулись в Ленинград. Учился Радий Петрович в нескольких школах. Занимался спортом в ДК имени С.М.Кирова, имел первый юношеский разряд по гимнастике. «Спорт, книги спасли меня от разгильдяйства…» А ведь многих из этого дома и этого двора не спасли.

Последней школой была школа № 8 на Детской улице, где он окончил 8 классов в 1941 году. Началась война. Брат Коля уже был в Армии, служил на границе и погиб в первые дни войны. Анна Гавриловна отправила Радия Петровича в деревню, подальше от войны. Но когда немецкая армия стала подходить к Ленинграду, Радий Петрович вернулся домой. Ему пришлось дважды переходить линию фронта. В блокаду Радий Петрович работал в авторемонтных мастерских Северо-Западного фронта. Мать работала там же. Блокаду переживали, как и все, трудно. В марте 1942 года их вывезли на Урал.

Анна Гавриловна везла с собой в эвакуацию свою швейную машинку. И когда на станции Кын, Пермской области, их высаживали из вагона, то после некоторых колебаний попутчики эту машинку выгрузили вместе с ними. «А может эта машинка спасет их? Поможет выжить…» Так и случилось. Анна Гавриловна хорошо вышивала на машинке. И местные жители «оплачивали» её работу продуктами. Так потихоньку и выжили матъ с сыном. Радий Петрович работал помощником мельника. Мельник тоже помогал им выжить: давал сметки мучные. Радий Петрович работал и кочегаром, и монтером, когда уже был в состоянии лазать по столбам. В январе 1943 года его призвали в Армию. Направили в военно-пехотное училище, а в августе 1943 года отправили на фронт. Ему исполнилось 18 лет уже на фронте. Вначале он был в пехоте. При форсировании Днепра был ранен и попал в госпиталь. После госпиталя был направлен в танковую часть, был он разведчиком с октября 1944 года в составе Второй гвардейской танковой Армии. У нас есть альбом, называется &q»»uot;Одна из шести» и там, на стр. 91 его фотокарточка, но, к сожалению, невоенных времен. Дошел до Берлина. Награжден двумя орденами «Слава», двумя орденами «Красная Звезда», многими медалями. И были Благодарности от Верховного Главнокомандующего. Одну из них удалось сохранить.

В октябре 1945 года Радий Петрович был демобилизован «для продолжения учебы». И действительно, демобилизовавшись, Радий Петрович решил учиться, пошел на подготовительные курсы в Горный институт. Но с учебой не получилось. Поехал по стране, на одном месте не сиделось. Работал в Ялте в детском туберкулезном санатории, (любовь к Ялте сохранил на всю жизнь).

Приехал в Москву и устроился в пожарной части пожарником. В 1946 году после постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград» и статьи Жданова об А.А.Ахматовой и М.Зощенко на собрании, где им зачитали все, Радий Петрович сказал, что Жданова через двадцать лет и помнить не будут, а Ахматова в Зощенко останутся великими писателями. На Радия Петровича был подан рапорт и ему пришлось уйти из пожарной части. Он пустился «в бега». Преступником себя не считал и вернулся в Ленинград, в отцовскую комнату. Но коль был объявлен розыск, то его быстро и арестовали. Судили, дали пять лет, вместо «положенных» десяти, статья-то была 58/10. Судили за самовольный уход из пожарной части. Видимо, помогли военные награды… Отсидев два года и четыре месяца, Радий Петрович был освобождён. При аресте были изъяты все награды и военный билет.

В апреле 1950 года вернулся домой, в Ленинград. Получил военный билет, в котором были записи: «ранений и контузий не имеет», «правительственных наград не имеет». Все ордена и медали были изъяты при аресте, с такими записями военный билет существует и сейчас, так как смена военных билетов была в 1962 году, а ордена и медали вернули Радию Петровичу в 1976 году, после получения ордена «Знак почета» в 1975 году, в связи пятидесятилетия и за литературную работу.

Сразу после возвращения в Ленинград Радий Петрович устроился на завод № 822 «Коминтерн» слесарем-сборщиком. На заводе проработал до октября 1952 года. Перешёл на завод «Линотип» мастером.

В декабре 1950 года мы поженились. Жили в первое время в комнате отца, а в июле 1951 года переехали к матери Анне Гавриловне, в Гавань, на улицу Карташихина.

В 1951 году Радия Петровича приняли в литобъединение с рассказом «Побег» — это первый рассказ, который он написал на спор будучи в заключении. Руководил литературным объединением Вс.Рождественский. Позднее он ходил в литобъединение под руководством Константина Ивановича Высоковского.

В июле 1953 года у нас родилась дочь. Радий Петрович уже на заводе не работал, а работал на Ленинградском радио и телевидении по договорам. В июле 1953 года уехал в Йошкар-Олу и проработал там год в штате марийского радио.

Вернувшись из Йошкар-Олы, Радий Петрович продолжал работать на Ленинградском радио. В те годы в детской редакции на Ленинградском радио работали Русакова Ирина Александровна и Флит Лия Абрамовна, Евгения Кисельер, Светлана Тихая. У нас сложились добрые отношения с детской редакцией, и я до сих пор поддерживаю их.

До 1955 года нам приходилось несколько раз менять местожительство. Снова жили у отца. Снимали комнату. Возвращались в Гавань к Анне Гавриловне. Летом 1955 года нам дали комнату в заводском доме на улице Степана Разина, где мы прожили почти 9 лет. Впоследствии мы вспоминали это жилье как самое счастливое время. После скитаний по чужим квартирам и комнатам — здесь все свое Где сел, где встал — никто ничего не скажет. Купили настоящий письменный стол И остальную необходимую мебель. По эскизу Радия Петровича в строительном цехе завода нам соорудили книжный стеллаж до самого потолка. Радий Петрович купил в комиссионном магазине свою первую пишущую машинку Жили вдвоем. Дочь пришлось оставить у Aнны Гавриловны. Жили в долг. Потом, получив гонорар, расплачивались с долгами и снова влезали в долги.

Первый рассказ Радий Петрович написал, когда мы жили в Гавани у Анны Гавриловны. В квартире была ванная комната, где стояло мусорное ведро, и все соседи хранили там свой хлам. Вот это была рабочая комната Радия Петровича. Первая книга «Муравьиное масло», а также «Кирпичные острова» и «О веселых людях и хорошей погоде» были написаны на ул. Степана Разина, где было рабочее место — письменный стол и все, что надо для работы.

В рассказах, вошедших в книгу «Кирпичные острова», все герои из его детства. Его товарищи. Его соседи. Двор. В книге «О веселых людях и хорошей погоде» — другой двор, другие соседи, но все живые люди, с которыми нам приходилось вместе жить и общаться. В те же годы познакомились с Виктором Голявкиным. Он тогда еще не писал, а «говорил» свои рассказы. Очень смешные, веселые, ироничные. Он тогда учился в Академии художеств. В эту же комнату к нам приходили Виктор Конецкий, Юрий Томин, Майя Данини, Анатолий Томилин. Началась работа над фильмом «Ребята с Канонерского», появился, тогда еще неизвестный, писатель Михаил Демиденко. Знакомых и друзей было много: артисты, художники, архитекторы, геологи.

В 1956 году Радий Петрович уехал в Казахстан на уборку урожая по комсомольской путевке. Он был а группе студентов военно-механического института. Привез несколько Почетных грамот «за высокие показатели в уборке урожая». Увозили их с Московского вокзала в вагонах для перевозки скота Были молодые. Было весело.

В 1962 году на «Мосфильме» был снят фильм «Павлуха» по рассказу «Сколько стоит долг» режиссерами Г.Щукиным и Семеном Тумановым.

В этот же период шла работа над фильмом «Полустанок» Это был долгий и интересный период. По небольшому рассказу «Тишина» был сделан сценарий. В результате сценарий попал в руки Бориса Васильевича Барнета, режиссера с мировым именем. Несколько раз сценарий переписывали. Из короткометражного сделали полнометражный фильм. Меняли главных героев. В фильме снимался В.В.Меркурьев. Остальных артистов не помню. Многие годы Радий Петрович и Борис Васильевич Барнет поддерживали добрые отношения. В 1963 году в нашей жизни произошла существенная перемена: мы получили две комнаты, правда, в коммунальной квартире, но мы жили уже в сорока метрах Квартира была на Московском проспекте, на углу 7-ой Красноармейской. И еще мы приобрели дачу в поселке Рощино. Радий Петрович думал, что он будет жить и работать на даче, но вскоре он решил, что жить в городе удобнее.

Началась работа в ТЮЗе с режиссером Зиновием Корогодским. В театре были поставлены один за другим три спектакля: «Трень-брень», «500 000 022», и режиссер Семен Димант поставил «Заместитель министра» по рассказу «Сколько стоит долг». В ТЮЗ мы ходили как на праздник. Атмосфера в театре была очень добрая.

В квартире на Московском проспекте мы жили недолго. В 1967 году нам дали отдельную квартиру на ул. Звездной. Это была последняя улица с южной стороны города. Дальше был лес. Радий Петрович не любил это жилье из-за удаленности от Ленинграда — так он считал. Прожили мы на Звездной улице 20 лет

В 1973 году друг Радия Петровича архитектор Маслов Владимир Семенович получил мастерскую на Мучном переулке. Мастерская была большая, и одну комнату Владимир Семенович выделил Радию Петровичу. Кроме письменного стола с пишущей машинкой у Радия Петровича в его комнате стоял мольберт. Живопись его увлекла, и он до последних дней писал картины маслом уже в cвоей мастерской.

Свою мастерскую он получил на Пестеля 11. В подвале, двухкомнатная квартира. Был сделан ремонт. Мастерская получилась очень красивая и очень любимая. А еще больше любил дорогу в мастерскую. Канал Грибоедова, «Спас-на-Крови», Михайловский сад, Марсово Поле, Инженерный замок, Летний Сад, Фонтанка… Гостей у него в мастерской перебывало множество. К нему приходили и турки, и немцы, и американцы, и японцы. Ну и, естественно, друзья. Каждый год в день Победы мы собирались в мастерской и сидели там до салюта.

В 1986 году нам дали квартиру на Васильевском острове, на улице Наличной, д. 21, третий этаж. На восьмой этаж на ул. Звездной Радию Петровичу было подниматься трудно. Лифт не всегда работал. Мы снова в Гавани. К великому сожалению, жить на родном Васильевском острове довелось недолго. С большой любовью обустраивал Радий Петрович свою квартиру, свой кабинет. Он любил порядок и красоту.

Здесь он пишет свою большую повесть «Я догоню вас на небесах», завершает книгу «Река», создаёт последнюю сказку «Про девочку Полечку и её одинокую жизнь». В последнем своем пристанище Радий Петрович пишет цикл рассказов о своем детстве, его жизни в настоящем. У Радия Петровича было желание выпустить книжку под названием «Мешок рассказов», но это уже не случилось. Самой последней работой был рассказ «Афина-Паллада». Он наговаривал его на диктофон уже лежа в постели. Сохранена запись этого рассказа, совсем больной , хрипловатый голос. В мастерскую ходил, пока ходили ноги.

Ушел из жизни Радий Петрович 30 марта 1993 года, похоронен на Православном Волковском кладбище.

Свою жизнь в Ленинграде Радий Петрович начинал на улице Опочинина – теперь эта улица – наш двор. Круг замкнулся.

Маргарита Николаевна Погодина

Ноябрь, 2000

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА